8 915 007-44-08Анастасия Строкань. Юридические консультации.
09:00–19:00, по будням

Подать обращение ФУ будет проще. Но не всем

17 января 2022
Потребители финансовых услуг отныне могут подавать обращение финуполномоченному (ФУ) по спору с финорганизацией (чаще всего это страховщики) через портал Госуслуг (Единый портал государственных услуг Российской Федерации), об этом сообщает Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин.

По-прежнему обращения можно подать через личный кабинет на сайте финуполномоченного (но с обязательной процедурой верификации через Госуслуги) или в письменной форме посредством почты РФ.

Потребителю на портале Госуслуг нужно будет заполнить необходимые сведения и загрузить документы в личном кабинете на портале Госуслуг — все то же самое, что требуется при подаче заявления через личный кабинет финуполномоченного. Обращение автоматически будет загружено в систему Службы финансового уполномоченного.

Подать обращение можно, пользуясь ссылкой на раздел «Подача обращения финансовому уполномоченному потребителем финансовых услуг» портала Госуслуги.

Институт Финуполномоченного действует с 2019 г. ФУ рассматривает споры между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями — страховыми организациями (к Российскому союзу автостраховщиков (РСА) это не относится, микрофинансовыми организациями, кредитными организациями, негосударственными пенсионными фондами, ломбардами, кредитными потребительскими кооперативами.

Финомбудсмен рассматривает спор, если услуга была оказана потребителю в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности (т.е. юр. лица обращаются сразу в суд за рассмотрением спора, минуя институт ФУ) и если размер его имущественных требований не превышает 500 тыс. р.

Принятие и рассмотрение обращений потребителей финуполномоченным осуществляется бесплатно, за исключением случаев обращения о договору уступки прав требования. ФУ рассматривает обращение в течение 15 рабочих дней с возможностью приостановления на определенный период (чаще всего это назначение экспертизы).

По результатам рассмотрения обращения уполномоченный принимает решение о полном или частичном удовлетворении требований или об отказе в удовлетворении требований потребителя.

Решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после его подписания финуполномоченным. Если финорганизация не исполнила решение в установленный срок, потребитель может обратиться к финуполномоченному за удостоверением (являющимся исполнительным документом), которое может быть выдано на руки или направлено в Федеральную службу судебных приставов в электронной форме.Такие решения могут быть обжалованы как финорганизацией (в течение 10 раб. дней), так и потребителем (в течение 30 раб. дней) с момента вступления решения ФУ в силу.

Введение такого института в РФ было мотивировано тем, что это сократит количество дел в судах и разгрузит судебню систему.
Как показывает мой опыт — количество дел в судах в связи с обжалованием решения Фу увеличило нагрузку на эту самую систему и я надеюсь, что институт ФУ уйдет в прошлое, как неудачный опыт.